МОУ "СОШ № 10"
356 401, Ставропольский край, Благодарненский Городской округ, село Бурлацкое, улица Пролетарская №120
  • Профориентация

    Найдено: 12

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ "РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ

    С 01.09.2023 г. в рамках проекта "Билет в будущее" для учащихся 6-9 классов в школе будут проводиться профориентационные занятия "Россия – мои горизонты", в ходе которых ребята смогут узнавать о профессиях, востребованных на рынке труда.

    https://pic.rutubelist.ru/video/fe/0b/fe0b9b7231dc01c93a2baac93a5768f4.jpg

    С 01.09.2023 г.  в рамках проекта "Билет в будущее" для учащихся 6-9 классов  в школе будут проводиться профориентационные занятия "Россия – мои  горизонты",  в ходе которых ребята смогут узнавать о профессиях,  востребованных на рынке труда.

    День недели: четверг.

    Занятия проводятся классными руководителями 6-9 классов.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ "РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ" -  https://horizons.bvbinfo.ru/page31481603.html

    Всероссийский профориентационный урок «Моя Россия – мои горизонты»

    ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум» совместно с Центром опережающей профессиональной подготовки Ставропольского края (ЦОПП СК) второй год успешно готовит школьников по профессии 16675 «Повар» в объёме 144 часов в очно-дистанционном формате на площадке техникума в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Первая профессия школьника».Проект «Первая профессия школьника» реализуется в рамках национального проекта «Образование» и направлен на повышение конкурентных преимуществ школьников.
    Школьники 8-11 классов имеют уникальную возможность бесплатно освоить свою первую профессию в кратчайшие сроки без отрыва от школьных занятий.
    В 2023 году проект реализуется в два этапа: первая группа с марта по июнь 2023 года ивторая группа с сентября по декабрь 2023 года.


    Узнать подробнее об условиях проекта, и подать заявку можно:
    - насайтеЦОПП: copp26.ru/services/pervaya-professiya-shkolnika/
    - в официальной группе ВК: vk.com/@copp26-pervaya-professiya-shkolnika
    Подать заявку можно до 7 марта 2023 года на сайте следуя простым рекомендациям (copp26.ru/services/pervaya-professiya-shkolnika/ - Повар – Зарегистрироваться - Записаться на курс по проекту "Первая профессия школьника" "Повар" – заполняем форму регистрации данными школьника – в графе «место обучения» выбираем ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум» - «отправить»).

    В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Первая профессия школьника». Проект «Первая профессия школьника» реализуется в рамках национального проекта «Образование» и направлен на повышение конкурентных преимуществ школьников.
    Школьники 8-11 классов имеют уникальную возможность бесплатно освоить свою первую профессию в кратчайшие сроки без отрыва от школьных занятий.


    В 2023 году обучающиеся МОУ «СОШ №10» продолжают активно участвовать в данном проекте. В этом году обучаются следующие учащиеся:

    Косинов Артём

    Батырова Алёна

    Афанасенко Анна

    Местоева Руслана

    Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
    • циклы профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего (анкетирование, творческое представление профессий, просмотр видеороликов и т.д.);
    • циклы профориентационных часов общения с представителями разных профессий (в том числе родителями), направленных на ознакомление с особенностями, достоинствами и проблемными сторонами разных профессий;
    • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
    • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
    • участие в работе Всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: «Билет в будущее», «Единая-промышленная карта», «Zасобой», просмотр лекций на портале «ПроеКТОриЯ», решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
    • тестирование и индивидуальные консультации специалистов Центра для одаренных детей «Поиск» для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
    • освоение школьниками основ профессии в рамках курсов дополнительного образования и внеурочной деятельности.

     Нормативно-правовая база  работы по профориентации в школе

    Нормативно-правовая база – это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни.

    Были изучены:

    а) документы Международного уровня

    Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г.

    Статья 28

    1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

    d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

    Европейская Социальная Хартия ETS N 163. Принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996 г. в Страсбурге. Подписана РФ 14 сентября 2000 г., ратифицирована в октябре 2009 г.

    Часть I

    Стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять всеми надлежащими средствами как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

    1. Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом.

    9. Каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами.

    Конвенция Международной организации труда № 142 Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. Принята в г. Женеве 23 июня 1975 г. на 60-ой сессии Генеральной конференции МОТ. Ратифицирована в СССР в 1979 г Статья 1

    1. Каждый Член Организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

    Статья 2

    В вышеуказанных целях каждый Член Организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

    Статья 3

    Каждый Член Организации постепенно расширяет свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками.

    Статья 4

    Каждый Член Организации постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

    Статья 5

    Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями работодателей и работников, и, — когда необходимо и в соответствии с национальным законодательством и практикой — с другими заинтересованными органами.

    б) документы Федерального уровня

    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

    Статья 37

    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    Статья 43

    1. Каждый имеет право на образование.

    2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

    Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

    1. В соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации     26 декабря 2012 г.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

    11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

    Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

    4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271

    В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

    Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

    Поручения Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 г. № Пр-634. Утверждены Президентом РФ по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 1 марта 2011 года.

    п. 2: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по  проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

    Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает:

    - нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

    - организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации и профессиональной ориентации учащихся; создание сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

    - информационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет;

    - кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

    Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования предполагает: - развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

    Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р

    Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

    Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как: привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

    в) Ведомственные нормативно-правовые акты

    Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Приложение к постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1

    Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

    Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональный подбор; профессиональный отбор; профессиональная, производственная и социальная адаптация.

    Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

    - обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

    - прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

    Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.

    Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.  Приложение к Приказу Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

    Целями Службы являются: содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

    К основным направлениям деятельности Службы относятся: -психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

    Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

    - формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда;

    - развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

    приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

    - информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

    - создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

    - использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

    Концепция профильного обучения. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783

    Основная функция предпрофильной подготовки (курсов по выбору ) – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Учитель профильной школы обязан обеспечивать: завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

    гнормативно-правовые акты Регионального уровня

    «Петербургская школа 2020» Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.

    Неэффективная работа системы профессиональной ориентации отражается на качестве рынка труда. Грамотно организованная профориентационная работа предопределяет приход выпускников общеобразовательных школ в профессиональные училища и лицеи, и, главное, мотивацию выбора профессии, действительно необходимой на региональном рынке труда.

    Городская программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга 2009г.

    Программа представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и  профессионального образования.

    Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.

    Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.

    Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

    Неблагоприятное влияние на устранение дефицита кадров оказывает динамичное развитие экономики и адекватность этим процессам работы образовательных учреждений профессионального образования.

     Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

    Выводы

    Как видим, в документах международного уровня подчеркнута актуальность принятия и развития в странах-участницах государственной политики и национальных программ профессиональной ориентации. Их важнейшими целями определены: обеспечение свободного выбора профессии, рода деятельности в соответствии со способностями, интересами каждого, с учетом потребностей общества.

    В нашей стране актуальность проблемы профориентации стала возрастать по мере продвижения общества к рыночной экономике.

    Федеральные правовые акты рассматривают профориентацию как неотъемлемую часть социальной политики государства. С ней связаны многие аспекты модернизации образования и экономики, молодежной политики, здоровья и благосостояния нации. 

    Федеральный закон «Об образовании в РФ» поднимает вопросы профессиональной ориентации учащихся средней школы на качественно новый уровень. Согласно закону, среднее общее образование должно быть «направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования». Эта же идея получает развитие и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Школьная программа в обязательном порядке должна включать в себя комплекс профориентационных мероприятий.

    В региональных документах наблюдается программно-целевой подход к решению вопросов профориентации молодежи.

    В соответствие с Законом «Об образовании в РФ» и новыми федеральными образовательными стандартами в настоящее время профессиональной ориентации в школах отводится новая роль – создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся  в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Представленная нормативная база вполне достаточна для осуществления профориентации в образовательных организациях. Однако эти документы

    затрагивают не столько технологию проведения  профориентационной работы, сколько организацию и целенаправленность такой деятельности.

    Школы в свою очередь самостоятельно разрабатывают локальные акты, регламентирующие вопросы профориентации, определяют средства и формы профориентационной работы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie